вівторок 22 травня 2018р.
Інтернет-газета Херсонської області
05.03.2018

Ассоциация с ЕС возвращает техосмотр. Будет ли он таким, как в Евросоюзе?

Для многих украинцев европейский образец проверки безопасности авто – обыденность, а не новшество

Чтобы побороть алкоголизм, советская власть в свое время приняла решение вырубать виноградники. Современная Украины во времена президентства Януковича придумала собственное ноу-хау для борьбы с коррупцией – уже 7 лет частные легковые автомобили на наших дорогах не проходят никаких обязательных проверок.

Однако с введением еврореформ, в соответствии с подписанным Соглашением об ассоциации с ЕС, украинцы вскоре вернутся к контролю авто – до ноября 2019 года. Технический осмотр легковых автомобилей, впрочем, что понятно, нужно не так Евросоюзу, как собственно украинцам, которые ежедневно рискуют попасть в аварийную ситуацию из-за того, что по дорогам движутся технически неисправные авто. Речь идет о безопасности, а, учитывая трагическую украинскую статистику ДТП, и о сохранении жизни людей. Кроме того – об экологии.

Каковы тормоза автомобиля, водитель которого только что заметил вас или вашего ребенка – об этом иногда не известно даже ему. Зато водители ЕС в среднем каждые два года (для авто с салона – через 4 года после регистрации) могут услышать от эксперта о том, не представляет ли их авто угрозы для самого водителя, его семьи, а также окружающих.
Конечно, восстановление техосмотра добавит хлопот водителям, о которых многие успели и забыть за эти 7 лет. В то же время, излишне волноваться не стоит. Новации не должны усложнить жизнь автомобилистов, о чем прямо отмечено даже в соответствующих директивах ЕС: “Тестирование в течение жизненного цикла транспортного средства должно быть очень простым, быстрым и недорогим».

Ужгородский пресс-клуб решил узнать, насколько обременительным является техосмотр для жителя ЕС. С таким вопросом мы обратились к водителю с 22-летним стажем, выходцу из Украины, который уже более 15 лет живет в Праге – Сергею Бережнику.

«Предварительно договариваетесь с СТО, приходите на отведенное вам время с так называемым «большим» техпаспортом и оставляете машину на час-полтора, – рассказывает наш собеседник. – Что происходит? Во-первых, эмиссия выхлопных газов. Если все ок, то машина идет на второй круг – проверку технического состояния самого авто».
Важной частью технического осмотра является проверка механического состояния и функционирования тормозной системы, всех колодок, тросов и дисков и тому подобное. После этого оценивается система вождения, в том числе углы установки колес. Инспектор обратит внимание на поле обзора автомобиля, состояние стекла, зеркал, фары и электрооборудования. Дальше – оси, колеса, шины и подвеска, шасси, функционирование двигателя, а также состояние кабины и кузова. Напоследок – ремни и подушки безопасности и традиционно наличие аварийного треугольника, аптечки. Все это предусмотрено директивой Европейского парламента и Совета 014/47/ЕС.
Если выявлены неисправности, то на их устранение предоставляется месяц. За это время необходимо успеть все отремонтировать, иначе машина больше не сможет выезжать на дорогу.

Данные вводятся в единую базу, – говорит Сергей Бережник. Поэтому даже если кто-то «не согласен» с выводом контроллера и хочет прибегнуть к услугам другого, то уже все последующие станции увидят данные предварительного осмотра, зайдя в эту базу.

СТО, имеющие право проводить техосмотр, имеют на это соответствующие необходимые разрешения от министерства и проходят соответствующие технические курсы. В сети можно легко найти ближайшую к своему дому станцию ​​или любую другую в своей стране.

Система европейских техосмотров хорошо знакома не только тем украинцам, которые живут на территории ЕС. Те граждане Украины, которые ездят на так называемых «евробляхах» (то есть авто с европейской регистрацией и, соответственно, номерами) каждые два года проходят такой техосмотр по месту регистрации своей машины. Например, на Закарпатье популярным является метод проверки машины со словацким номером, если кто-то намерен ее купить: можно просто зайти на словацкий официальный сайт STK и посмотреть там информацию об авто (данные доступны и по номерных знаках авто, а не только идентификационному номеру VIN).

К слову, на скрине – информация об авто, на котором в прошлом году пересекла границу ЕС (в Венгрию) первая украинка с биометрическим паспортом, о чем мы сообщали ранее.

Сергей Бережник убежден, что система техосмотра в Чехии могла бы стать очень хорошим примером для Украины. Раньше, говорит он, также не все было прозрачно. Но именно после введения единой базы данных, в которую вносится вся информация о состоянии машины, а также фото, ситуация значительно улучшилась. «Раньше на многое, скажем так, закрывали глаза. Сегодня все более серьезно и строго, но я считаю, что это правильно. Потому что я знаю случаи, когда «халявно» относились к техосмотру, а потом это оборачивалось трагедией на дороге. Поэтому я думаю, что это в интересах каждого из нас – и водителей, и пешеходов. Иногда владелец авто сам не знает, что резина на колесах уже в ненадлежащем состоянии или какие-то внутренние компоненты. Как водитель с 22-летним стажем могу сказать, что система проверок является правильным решением», – считает С. Бережник.

Несмотря на то, что осмотр машины не является сложной процедурой, чешские информационные сайты заполнены материалами о том, «как пережить» теохосмотр. В основном советуют записаться заранее, чтобы избежать ожидания в очереди, а также напоминают, что если в случае аварии будут обнаружены какие-то технические неисправности, то страховая компания не сможет выплатить компенсацию. А значит выгоднее вовремя проходить необходим осмотр на сертифицированной техстанции или в автосалоне. Также чешским водителям советуют самостоятельно проверить авто перед экспертным осмотром – работают ли все фары и т.п., чтобы устранить неисправность еще до официального техосмотра.

Чешские правоохранители в своих машинах имеют устройства для считывания информации об автомобилях, движущихся впереди и позади полицейского авто. Поэтому для установления тех, кто просрочил техосмотр, даже не нужно останавливать транспортное средство.

Зато словацкие информационные ресурсы напоминают, что с 1 апреля 2018 вступает в действие новая система штрафов. Просроченная даже на один день дата техосмотра (ровно за два года от предыдущего) повлечет за собой нерадостное письмо о штрафе. «Это не маленькая сумма. За каждую задержку вы заплатите 165 евро за технический и эмиссионный обзор или получите чек на общую сумму 330 евро. Закон об условиях эксплуатации транспортных средств позволяет сократить одну треть суммы, если водитель заплатит в течение 15 дней после получения уведомления. Это означает, что достаточно заплатить 110 евро за каждую проверку, соответственно, 220 евро для обоих», – пишет «AutoBildSlovensko».

Издание также напоминает об обязанности содержать транспортное средство в хорошем техническом состоянии и проходить осмотр не в последний день, а даже задолго до обязательной даты. «Владение водительским удостоверением является не правом, а привилегией. Каждый автолюбитель должен знать свои обязанности и в частности помнить о регулярном техническом контроле и контроле выбросов. Даже болезнь не является причиной, потому что можно попросить родственников помочь и вообще нигде не сказано, что проходить техосмотр надо в последний возможный день. Электронная система отправляет штраф без эмоций», – говорит AutoBild.

Ждем пока информацию о том, какие европейские реалии техосмотра Украина позаимствует и к чему обяжет автовладельцев. Эксперты опасаются, что положения директив ЕС могут быть искажены. Например, авторы законопроекта №7317 предлагают, чтобы техосмотр проходили даже новые автомобили, только что купленные в салоне – а этого европейские правила не требуют. Противоречивым также есть предложение о выдаче свидетельств о прохождении техосмотра, которые будут содержать электронный носитель – это также не является требованием директив ЕС, но будет означать дополнительные расходы для водителей.

К слову, в ЕС с конца мая этого года должна вступить в силу новая директива о прохождении технического осмотра авто, учитывать опыт государств-членов ЕС в решении проблемы относительно коррупционных рисков при проведении проверок. Для Украины все наработки в этом направлении могут стать бесценными, поскольку, к сожалению, эта сфера объединяет сразу две болезненные беды украинского настоящего – дороги (в том числе аварийность) и коррупция.

 

Фото: Ирина Бреза
Материал подготовлен в рамках проекта «Продвижение реформ в регионы» Программа Европейского Союза «Поддержка гражданского общества в Украине».

Автор: Анна Твердохлиб, Ужгородский пресс-клуб

Коментарів немає, будьте першим!

Прокоментувати:
Всі поля, позначені (*) обов'язкові для заповнення

Ви маєте ввійти щоб залишити коментарій.