понеділок 18 грудня 2017р.
Інтернет-газета Херсонської області
28.09.2015

Скадовський морський порт. Сьогодні і завтра

Це інтерв’ю із начальником адміністрації Скадовського морського порту Проточенком Олегом Миколайовичем готувалося до 121 річниці від дня заснування нашого міста. Яке, як відомо, і починалося з порту. Редакція «Скадовської палітри» запитала про найголовніше – про сьогоднішній стан морського торговельного порту та його перспективи. Інтерв’ю вийшло двомовним. Я вирішила не перекладати відповіді, щоб не втратити авторську родзинку. Сподіваюсь, читачі «СП» зможуть задовольнити свою зацікавленість найголовнішим підприємством Скадовська, одним з небагатьох, що лишилось попри кризи на економічній карті Херсонщини.

– Кому належить Скадовський морський порт? Можливо, на базі старого підприємства утворилося кілька? Які і хто їхній господар?

– До июня 2013 года порты были государственными унитарными предприятиями. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 г. № 133-р «О согласовании предложения относительно реорганизации государственных предприятий морского транспорта», а также приказом Министерства инфраструктуры № 163 от 19.03.2013г. «О мерах по реорганизации государственных предприятий морского транспорта, и создании государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» создано Государственное предприятие «Администрация морских портов Украины», которое является государственным унитарным предприятием и действует, как государственное коммерческое предприятие, созданное в соответствии с Законом Украины «О морских портах Украины» №4709-VI от 17.05.2012 г., входит в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины, состоящее из центрального аппарата (г. Киев), главного представительства (г. Одесса), 13 филиалов в морских портах Украины, филиала «Дельта-лоцман», Морской поисково-спасательной службы, и насчитывает более 8 000 работников.

В Скадовском морском порту при реорганизации был создан Скадовский филиал ГП «АМПУ», насчитывающий около 80 работников, а ГП «Скадовский морской торговый порт» продолжает работу как государственная стивидорная компания ГП «Скадовский морской торговый порт». Оба предприятия входят в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины.

Порт в соответствии с Законом о морских портах перестал быть единым предприятием, а стал специально оборудованной и определенной границами территорией и акваторией, в пределах которых, осуществляют свою хозяйственную деятельность предприятия любых форм собственности.

Администрация морских портов Украины является владельцем инфраструктуры (стратегическое имущество), не занимается стивидорной деятельностью (т.е. деятельность, связанная с обработкой судов в портах – прим. авт.), обеспечивает содержание и эффективное использование государственного имущества, переданного ей в хозяйственное ведение. Это ряд объектов, которые формируют порт как таковой (причалы, коммуникации, здания) и которые, в соответствие с Законом о морских портах и Законом о приватизации государственного имущества, имеют общегосударственное значение и не могут быть приватизированы.

Собственность государственных портовых операторов — объекты, с помощью которых, непосредственно осуществляется перевалка и хранение грузов: открытые складские площадки, складские здания, средства портовой механизации и прочее – то, что не является имуществом общегосударственного значения. Эти объекты готовятся к приватизации.

Главное, что удалось при реорганизации предприятия, и в ГП «СМТП» и в СФ ГП «АМПУ», — сохранить опытных работников, которые отдали по 30-40 лет порту, привлечь молодежь, которая черпает опыт и смело идет вперед, в ногу со временем.

– Чи є перспективи для розвитку нашого порту?

– Что касается перспектив развития, могу сказать следующее. В 2013 году Министерством инфраструктуры Украины утвержден план развития Скадовского морского порта на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, вплоть до 2038 года. В эту программу включен ремонт и реконструкция существующих причалов, покрытия порта, коммуникаций. А также, если Вы помните, в 2008 году началось строительство причала и современного перегрузочного комплекса для приема судов типа РО-РО в южной части порта, в связи с финансовыми трудностями проект был заморожен. Работы по его строительству планируем возобновить в 2016 году. Это предусмотрено финансовым планом Скадовского филиала ГП «АМПУ». На первом этапе необходимо выполнить корректировку проекта и ряд других технических мероприятий, на втором – выполнить накрытие причала, и потом развивать тыловые площади.
Выполнение запланированных мероприятий по ремонту и реконструкции инфраструктуры, даст возможность Скадовскому порту достойно конкурировать с другими портами по привлечению грузопотоков, и в будущем уверен вернет себе статус градообразующего предприятие, как это было и изначально.

Развитию морской отрасли и в частности Скадовского порта способствует также законодательные нововведения. Напомню, что Министерство инфраструктуры инициировало введение дерегуляции в портах с июля текущего года. Тогда же перечень соответствующих инициатив был передан на согласование Кабинета Министров Украины. На подготовку к внедрению нового порядка морским портам было предоставлено 45 дней. Согласно вступившего в силу 8 сентября правительственного постановления № 491 существенно сокращается количество проверок судов и грузов, а также задействованных в этих процедурах контролирующих органов. В частности, отменяется комиссионный контроль непосредственно на борту судов. Отныне эта процедура будет осуществляться только при наличии документально определенного основания, причем грузовые операции в порту будут проходить без задержек. Документ также предусматривает новый порядок контроля иностранных судов, чей маршрут пролегает через несколько украинских портов. Так, проверки будут осуществляться в первом порту прибытия и порту отхода судна с территории Украины.

Кроме этого, правительственным Постановлением № 491 в портах вводится принцип молчаливого согласия при электронном документообороте, а также отменяется ручной радиологический контроль грузов при наличии в порту стационарных приборов.
В связи с этим состоянием на 7 сентября все 13 пропускных пунктов в портах Украины обеспечены обновленными технологическими схемами пропуска грузов, транспортных средств и людей через государственную границу. Ведется круглосуточный мониторинг в портах.

Вот только один пример: 12–13 сентября по новым правилам, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров № 491 по дерегуляции оформления судов, в морские порты Украины зашло 27 судов. Также 21 судно было оформлено на выход из морских портов. Таможенный контроль непосредственно на судне был осуществлён в 9 случаях (19% судов). В основном — таможенный контроль осуществлялся при подаче судовым агентом неполного перечня документов в таможенные органы. Санитарно-эпидемиологический контроль судов осуществлялся в 10 случаях (21% судов). Львиную долю судов, на которых был совершен санитарно-эпидемиологический контроль занимают пришедшие к морским портам Украины из эпидемиологически опасных стран. Ветеринарный и фитосанитарный контроль судов осуществлялся в 1 и 2 случаях соответственно. Экологический контроль на судах со стороны представителей Государственной экологической инспекции в течение минувших выходных не осуществлялся.

Среди других инноваций — введение новшества в порядок досмотра, взвешивания и сканирования товаров, доставленных морским транспортом. Согласно новым правилам, все эти процедуры будут проходить в специально оборудованном месте на территории портового терминала. Чтобы эта норма заработала, к 1 января 2016 портовые операторы должны обеспечить соответствующие условия для осмотра, взвешивания и сканирования товаров.

Автор: Запитувала Вікторія Сенько